Справочное пособие по конструированию тестов

Личность и тестовая ситуация


Проявления личности связаны с социумом, однако при тестировании социум представлен только в виде тестовых ситуаций. Это, конечно, еще одна существенная проблема тестирования, кстати давшая повод ситуационалистам (напр., Mischel, 1968) подвергнуть сомнениям эффективность личностных тестов. Так, Mischel утверждал, что факторы, полученные при помощи традиционных личностных опросников, являются по своему существу факторами ситуации тестирования.

Чтобы преодолеть эту трудность, Cattell и Warburton (1967) предложили индивидуальные тестовые ситуации, которые несомненно включают в себя социальные взаимодействия. Однако, эти же авторы, к сожалению, утверждают, что такие мини-ситуации трудно создавать и трудно использовать в практической психологии, таким образом значительно уменьшая их значение для достижения каких-либо иных целей, кроме теоретических. Правда, эти авторы надеются, что последующие исследования позволят измерять при помощи других объективных средств более простого вида те факторы, которые определяются тестами мини-ситуаций. Если это произойдет, то от ситуационных тестов можно будет отказаться. Однако, без них разработчик объективных тестов не может испытывать уверенность в том, что он измерял социальное поведение (поведенческие проявления личности). Было разработано несколько групповых тестов, нагруженных факторами социального взаимодействия (они перечислены в Cattell и Warburton, 1967), но в этой области еще многое предстоит сделать.



Содержание раздела